Лидеры
Популярный контент
Показан наиболее популярный контент 11.09.2020 во всех областях
-
Ударно-спусковые механизмы (далее УСМ) для принятых на вооружение в 1949 году автоматов АК были спроектированы как неразборные, без возможности извлечения из ствольной коробки при полной разборке автоматов. Непродолжительное время (с 1949 по 1950 год) неразборные УСМ ставились на автоматы АК и АКС со штампованными ствольными коробками, а с 1951 года на этих автоматах стали устанавливаться УСМ с возможностью их полной разборки. Компоновочная схема УСМ осталась практически неизменной по сегодняшний день. На первой оси расположен автоспуск с пружиной автоспуска; на второй - курок с боевой пружиной; на третьей - спусковой крючок с шепталом одиночного огня и пружиной шептала. Позднее, на автоматах АКМ и пулеметах РПК, на третьей оси дополнительно стали размещаться замедлители курка с пружиной, а на автоматах АК74 и пулеметах РПК74 дополнительно была введена трубчатая ось. Также в число УСМ входили переводчики режимов огня, три оси УСМ и ударник. Невероятно, но факт: многие детали УСМ, выпущенные в 1950-е годы (например, курки, боевые пружины и прочие) могут быть установлены без каких-либо доработок и успешно функционировать на автоматах, изготовленных в наше время. Ударно-спусковой механизм автоматов АК 1949-50 годов. Он выполнялся несъемным и расклепывался осями в ствольной коробке Автоспуски Автоспуски неразборных УСМ имели трубчатый выступ с внутренним диаметром 4 мм. Часть этих автоспусков имели дополнительную плоскость на выступе. Конструктивно все автоспуски состояли из рычага, взаимодействующего с выступом на затворной раме, и шептала автоспуска, взаимодействующего со взводом на курке. Эти автоспуски работали со специальной пружиной автоспуска, которая имела короткое перо. С 1951 года, когда на автоматах АК был введен разборный УСМ, новые автоспуски стали выполняться с внутренним посадочным диаметром под ось 5 мм и перестали иметь трубчатый выступ, как на предыдущих моделях. И точно так же они могли иметь дополнительную плоскую грань на выступе, как у первых вариантов автоспусков. При этом изменилась пружина автоспуска, которая стала иметь длинное (стопорное) перо, направленное в противоположном направлении относительно ранней разновидности пружины. Это перо огибало три оси УСМ и фиксировало их на месте, препятствуя выпадению из ствольной коробки. Несколько позднее, при дальнейшей модернизации автомата, пружины автоспуска усовершенствовали, сделав загиб пера более выраженным. В таком виде пружина автоспуска производилась до середины 1980-х годов. На поздних автоматах АК74 и пулеметах РПК74, а далее автоматах «100 серии» и пулеметах РПК «200 серии» пружина была переработана: у нее появился отгиб, препятствующий поперечному перемещению конца пера. Автоспуски автоматов АК. Отличия указаны стрелками На автоматах АКМ и пулеметах РПК, принятых на вооружение в 1959 году, появились усовершенствованные автоспуски, у которых рычаг стал геометрически проработанным. Они могли иметь клеймение в виде трех последних цифр серийного номера автомата, наносимых на плоской грани шептала. В процессе производства, в начале-середине 1970-х годов автоспуски АКМ (РПК) претерпели некоторые изменения, связанные с упрощениями, внедряемыми в конструкцию оружия. Усовершенствованные автоспуски стали иметь скругление на том месте, где ранее располагалась ярко выраженная грань. Автоспуски автоматов АКМ и ручных пулеметов РПК. Отличия указаны стрелками Существовал еще один вид автоспуска, рассчитанный под тонкую ось диаметром 4 мм, имеющий трубчатый выступ, как у автоспусков первых автоматов АК. Эта разновидность не имела отношения к боевым автоматам - она устанавливались на блоках УСМ к учебным наглядным пособиям по устройству работы автоматов Калашникова, за основу которых брались элементы настоящих автоматов. Автоспуск, аналогичный автоспуску АКМ из блока к учебному пособию по устройству работы автомата, имеющий посадочное место под ось меньшего диаметра и большей длины. Использование этого автосуска на автоматах АКМ исключено Автоспуски автоматов АК74, в отличие от автоспусков АКМ, позволяли курку не взаимодействовать с нижней поверхностью затворной рамы во время ее отката. Этот момент был достигнут за счет образования на шептале автоспуска «порожка», который заходил на взвод курка в два приема, причем во втором положении взведенный курок располагался достаточно низко для того, чтобы не соприкасаться с нижней поверхностью затворной рамы. Эти автоспуски могли иметь клеймение в виде трех цифр номера как на плоской грани шептала (как на автоспусках АКМ), так и на боковой поверхности рычага. Более поздние модели автоспусков АК74 не имели ребра на выступе, а были скругленными. Описанная выше разновидность автоспуска имела две модификации, которые отличались наличием или отсутствием поперечной грани. Автоспуски автоматов АК74. Отличия указаны стрелками Пружины автоспусков Калашникова различных годов производства: АК 1949-50г.г. (1); АК 1950-59г.г. (2); АКМ, РПК, АК74, РПК74 (3); АК74 и РПК74 (с конца 80-х годов) (4) Курки Красноватый оттенок воронения был «визитной карточкой» курков автоматов АК. Курки располагались на второй (средней) оси УСМ и имели внутренний диаметр отверстия 5 мм. Кроме самих курков на центральной оси УСМ располагалась боевая пружина, которая обвивала курок, взаимодействуя с ним и обеспечивая его «бой» по ударнику. В 1949 и 1950 годах на автоматы АК ставили одножильную боевую пружину, которая не в полной мере соответствовала требованиям эксплуатационных характеристик автомата. Курки автоматов АК. Отличия указаны стрелками В 1950 году была внедрена усовершенствованная витая боевая пружина, выполненная из трехжильного стального каната. Пружина этого типа изготавливается до настоящего времени и устанавливается на современные автоматы (ручные пулеметы) Калашникова. Боевые пружины автоматов АК: одножильная (сверху), и витая трехжильная (снизу) С 1953 года курки автоматов АК дополнительно стали иметь симметричные вырезы. В этом виде курки изготавливались до запуска в производство автоматов АКМ и ручных пулеметов РПК, на которые устанавливались курки иной конструкции с вырезами для лучшего взаимодействия с замедлителем. Курки АКМ (РПК) могли иметь клеймение в виде трех последних цифр серийного номера автомата. Курки автоматов АК (1), АКМ и РПК (2,3). Отличительные признаки курков АКМ (РПК) указаны стрелками Курок автомата АКМ с клеймом «звезда» Автоматы АК74 ранних выпусков получили курки, которые можно было отличить от курков автоматов АКМ по глубокому полукруглому вырезу под ударной плоскостью. Курки автоматов АКМ и АК74 полностью взаимозаменяемы. В дальнейшем курки АК74 (РПК74) выполнялись литьем. Они отличались ударной плоскостью с четкими углами, полукруглым вырезом на верхнем торце курка, срезом под 45 градусов на правой стороне. Также встречаются разновидности курков с углубленным вырезом, который взаимодействовал с замедлителем. Выявлена крайне редкая разновидность курка с боковыми симметричными выборками, устанавливаемая на опытные и предсерийные автоматы АКС74У (1975-1978 годов), принимавшие участие в ОКР «Модерн». Впоследствии автомат АКС74У был принят на вооружение, но курки на нем устанавливались обычные, от автоматов АК74. Курки автоматов АК74 (ручных пулеметов РПК74) Курок предсерйных автоматов АКС74У (ПП-1) ОКР "Модерн", 1973-1981 годы Спусковые крючки Спусковой крючок принятого в 1949 году на вооружение автомата АК, имел отверстие под ось диаметром 4 мм. Концы оси расклепывались с обеих сторон ствольной коробки. На боковую поверхность хвоста спускового крючка этого типа наносилось клеймо Ижевского оружейного завода. С 1950 года спусковые крючки данного типа стали иметь увеличенный до 5 мм диаметр под ось УСМ; сами оси стали съемными. С 1951 года спусковые крючки получили измененную форму верхних выступов, которые взаимодействовали с боевым взводом курка. Эти спусковые крючки часто имели клеймо ИжМаша. Выпуск этой разновидности спусковых крючков продолжался до 1960 года, когда автомат АК был заменен в производстве модернизированным автоматом АКМ. Спусковые крючки автоматов АК Автоматы АКМ и ручные пулеметы РПК имели УСМ с замедлителем курка. Это повлияло на конструкцию спускового крючка, у которого остался только один правый фигурный выступ, взаимодействующий с курком. Выступ мог иметь как скругленный, так и угловатый переход к левой стенке спускового крючка. На нижней поверхности этих крючков наносили три последние цифры номера автомата. Крючки, изготовленные на Тульском оружейном заводе, имели притупленный кончик хвоста. Также на крючках встречаются номера, нанесенные на их боковую поверхность. Отличия в ширинах загибов ранних спусковых крючков АКМ и РПК (справа) и поздних (слева) В 1960-х годах на доработанных спусковых крючках ширина контактной поверхности хвоста была уменьшена с 8 мм до 5,5 мм. Три цифры номера автомата могли наноситься на боковую поверхность хвоста. Такие же крючки, выпущенные на ТОЗе имели притупленный кончик хвоста. Отличительные признаки спусковых крючков производства ТОЗ (указаны стрелкой) На пулеметах РПК 1970 года выпуска встречаются спусковые крючки, у которых на правой стенке выполнялся полукруглый вырез. В период параллельного производства автоматов АКМ и АК74, в частности в 1975 году, на АКМ устанавливались спусковые крючки, у которых была увеличена контактная поверхность хвоста до 8 мм, а также имелась выборка на задней его поверхности. Так же были сконструированы спусковые крючки ранних автоматов АК74 (пулеметов РПК74), однако они имели отверстие под трубчатую ось диаметром 6 мм. Как и у спусковых крючков автоматов АКМ 1975 года выпуска у них была контактная поверхность хвоста увеличенной ширины и выборка на задней поверхности. Некоторые спусковые крючки могли отличаться отсутствием скругленного выреза на внутренней поверхности фигурного выступа. Выпуск спусковых крючков с выборкой на задней поверхности продолжался до 1981 года. Отличия фрезерованных и литых спусковых крючков АКМ и РПК С 1982 года спусковые крючки стали изготавливаться литьем, что повлекло некоторое преобразование детали – у литого спускового крючка изменилась форма участка, соединяющего основу с хвостом, что визуально позволяет отличать литые спусковые крючки от фрезерованных. На поздних литых спусковых крючках могли отсутствовать «обнижения» в местах соприкосновения отгибов боевой пружины. Встречаются крючки с признаками позднего выпуска, но предназначенные для установки на автоматы АКМ, под стандартную, а не трубчатую ось. Это были крючки, которые выпускались в качестве ремонтного запаса. Выявлены спусковые крючки с хвостом шириной 5,5 мм, что являлось признаком спусковых крючков автоматов АКМ, однако отверстие под ось у них было равно диаметру трубчатой оси (6 мм). Вероятно, эти спусковые крючки приспосабливались под использование с трубчатой осью уже позднее, предположительно на ремонтных арсеналах. Многообразие спусковых крючков АК (1), АКМ (1а,2,4), РПК (3), АК74/РПК74 (5,6,7,8,9) Ударники Ударники автоматов АК были цилиндрическими, с тремя облегчающими долами. Ранняя модификация ударника отличалась коническим схождением ударной части (бойка), которая позднее приобрела очертания в виде характерного «носика». Длина ударников составляла 83,4 мм. Ударник фиксировался в затворе шпилькой диаметром 2,2 мм, длиной 23 мм. Ударник автоматов АКМ и ручных пулеметов РПК утратил цилиндрическую форму и стал плоским. Цилиндрической в нем была только передняя часть в районе бойка, которая повторяла форму от поздних ударников автоматов АК. Ширина ударника АКМ/РПК составляла 4,5 мм. Ударник АК74/РПК74 стал иметь ширину 3,8 мм и длину 86 мм, что было больше на 2,6 мм по отношению к ударникам АКМ/РПК. Эти ударники могли иметь три последние цифры номера оружия. Данный тип ударник остается в производстве по настоящее время и устанавливается на автоматы Калашникова серий «100», «200», а так же автоматы АК-12/15. Ударники АК (1,2), АКМ и РПК (3), АК74, РПК74, АК-12/15 (4)1 лайк