Лидеры
Популярный контент
Показан наиболее популярный контент 07.07.2019 во всех областях
-
Военно-тактические игры в системе боевой подготовки Я хотел было написать – в системе боевой подготовки спецназа, дабы у всех сразу встал, но потом отбросил столь грязный прием. При этом, объективности ради нужно признать, что именно в подготовке подразделений специального назначения различных ведомств, вынесенный в название метод обучения или, скорее, интенсификации учебного процесса, находит применение: Для искушенных – понимаю Ваши вопросы к слову «игра», но по мере повествования я должным образом «обыграю» это слово. Пункт первый: ПОЧЕМУ ВДРУГ. В том смысле, с чего бы это я так озаботился вынесенной в название темой. Ну, во-первых, ни о каком «вдруг» и речи нет – буквально под каждым выпуске «Обратной связи» на моем канале мне задают вопрос в стиле «что я думаю об использовании страйкбола/ пейнтбола/ фаертага для тренировки реальных боевых навыков». Под реальными боевыми навыками видимо подразумевают тактические элементы, которые могут пригодиться не только в ходе игр, но и при выполнении БЗ. Во-вторых, совсем недавно я вернулся с соревнований по стрельбе из боевого оружия среди подразделений специального назначения, посвященных 45-летию образования Управления «А» ЦСН ФСБ России, где на групповом этапе присутствовало упражнение «СИЛА НА СИЛУ». В его ходе соперничающие команды выясняли отношения с помощью фаертага. И упражнение это оказалось столь показательным, что породило в моей голове целый сонм мыслей, которыми я, тщательно их обдумав и систематизировав, теперь с Вами делюсь: Сразу скажу, что в рамках статьи я остановлюсь больше на общих вопросах, а непосредственный разбор упражнения будет представлен в видео-формате на моем канале. Соответствующее видео выйдет одновременно с публикацией этого материала. Пункт второй: ДОГОВОРИМСЯ О ТЕРМИНАХ. Думаю, каждый представляет, что такое страйкбол/ пейнтбол/ лазертаг/ фаертаг, а сейчас речь про игру, как форму обучения. Итак, это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, умениях, навыках, эмоционально-оценочной деятельности. Игра как инструмент преподавания активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс более увлекательным и интересным. В любой вид деятельности в ходе занятий можно ввести элемент игры, и такое занятие станет более интересным, уйдет рутина и строгие рамки, оно приобретет увлекательную форму для обучающихся, серьезно повышая степень вовлеченности обучаемого. Если говорить о военных играх – то они известны со времен Древней Греции, т.е. пиздец, как давно: В общем, плюсы игровой формы обучения очевидны. Теперь что касается минусов. Практически всегда игра подразумевает желание выиграть, а если говорить применительно к основной теме материала, то это желание практически всегда перерастает в «не наебешь, не выживешь». И речь не про всякие-разные военные хитрости, смекалку и прочее, которые всегда плюс (собственно их развитие и есть цель игровой формы), а про обман, выражающийся в «видел/не видел», «попал/не попал» и т.д. Сюда же можно отнести использование тактических приемов, которые однозначно не работают в реальности или никогда не будут (применительно опять же к реальности – так как отсутствует реальная опасность быть убитым) всерьез рассматриваться, но благодаря условностям любой игры, срабатывают в ее процессе. В итоге, такая незамысловатая «тактика» в ходе обучения или соревнований оборачивается незаслуженной победой (если прокатило) или заслуженными штрафами или дисквалификацией (если не прокатило), но в ходе выполнения реальных задач отработанные «тактические приемы» в принципе невозможно применить или, того хуже, попытка их реализовать заканчивается плачевно. Как итог – игровая форма чаще всего себя не оправдывает, а если учесть дороговизну необходимой материальной базы, не оправдывает в квадрате. Пункт третий: КАК БЫТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ. Для начала нужно понять, ЧТО: Во-первых, любой вид военно-тактических игр полон условностей и допущений. Это большая проблема, но не критичная при правильном подходе (о нем ниже). Условностями в принципе отдает вся боевая подготовка, может быть кроме занятий по строевой. Любое упражнение стрельб – условность, начиная с не стреляющих в ответ мишеней и заканчивая специально подготовленной местностью. Дождись ночи, создай реалистичную мишенную обстановку в весьма даже облагороженном лесу и далеко не всякая группа отлично подготовленных стрелков в принципе сможет обнаружить цели, располагая всем необходимыми «чпоксами», вроде ночников и «теплаков» за бешенные миллионы: Про тактическую подготовку и вовсе молчу. Кстати! Трудность моделирования хотя бы минимально реалистичной тактической обстановки и тем более ее оценка – головная боль организаторов прикладных соревнований в сегодняшних реалиях, когда уже все, кто более менее в теме поняли, что спортивный формат нихуя не то, что нужно. А военно-тактические игры в том плане – то, что доктор прописал, ибо твою тактику проверит противник. Во-вторых, этап игры перепрыгнуть нельзя. Если Вы дали в руки сотрудникам/бойцам маркеры или «охолощенку», приготовьтесь к тому, что все начнется с игры в войнушку. А вот то, сколько данный этап продлится, да и в принципе способно ли будет подразделение его пройти, зависит от руководителя занятий или инструктора (называйте его как хотите – суть не изменится). Именно их задача превратить игру в подготовку или, другими словами, сделать игровой формат ИНСТРУМЕНТОМ или взять из военно-тактических игр только нужные ИНСТРУМЕНТЫ. Это одно и тоже, если вдуматься, но учитывая кучу любителей доебаться до каждого слова – я обращаю на данный момент самое пристальное внимание. Пункт четвертый: ВЕРНЕМСЯ К УСЛОВНОСТЯМ. Основными условностями, накладывающими свой отпечаток на интеграцию военно-тактических игр в систему боевой подготовки, на мой взгляд, являются ограниченная дальность поражения, невозможность поразить цель за любым укрытием и способ поражения (индикации попадания), что зачастую оставляет богатую пищу для дискуссий. Учесть все эти условности и спланировать занятие таким образом, чтобы минимизировать их действие и есть главная задача инструктора. Ограниченная дальность поражения. Применительно к основным дистанциям боя и отработки основных тактических действий, обнаружение цели, практически всегда означает возможность поразить ее, следовательно, размер «игрового» поля боя должен быть ограничен таким образом, чтобы потенциальные цели не могли свободно по нему перемещаться. Говоря «свободно» я подразумеваю ходить в полный рост. Кстати – наличие «противника» с той стороны очень быстро заставляет вспомнить давно устаревший способ передвижения, а именно - переползание, а заодно вынуждает «краснеть» и «зеленеть» исключительно за укрытием: Использование укрытий. Практически ни одно «средство поражения», используемое в в военно-тактических играх не способно поразить цель за укрытием. Зачастую даже кустарник становится весьма неплохой защитой, а про любые стенки, начиная от фанерной – и речи нет. Между тем пули ручного стрелкового оружия зачастую способны бить мебель и стены. Таким образом, используя доступные нам инструменты, мы не учим личный состав различать укрытия по их типам (маскирующие и защитные) и не закрепляем навык их правильного выбора. А значит оптимальным будет выбор площадки, где все укрытия являются защитными – капитальные стены, окопы и ходы сообщения и т.д. Как вариант - необходимо обеспечить присутствие на занятиях группы инструкторов, которые будут постоянно указывать личному составу на ошибочность его действий по занятию укрытия. Разумеется, я хорошо понимаю, что лучше любое укрытие, чем никакое, но куча фанерных стенок расставленных по площадке значительно облегчает любые маневры. Как итог – отработанный порядок действий оказывается нежизнеспособным. С другой стороны – все зависит от того, что именно Вы хотите отработать: Способ поражения/индикация поражения. Зависит от выбранной формы и доступных видов «оружия» - т.е. способов реализации. Про них чуть ниже, а пока остановлюсь на другом, но тесно взаимосвязанном моменте. Есть такой термин – подавление цели. Т.е. когда мы своим огнем сделали невозможным ее маневрирование и ведение прицельного огня по нам. Добившись подавления цели мы, в свою очередь, обеспечиваем себе свободу маневра. Очень часто подавление, для того кого подавляют, связано с тем, что он буквально слышит, видит и чувствует, что буквально не способен поднять головы. Это обусловлено разрушительным действие пули на укрытии, за которым он находится. Так вот – одни «инструменты», которые мы заимствуем из арсенала военно-тактических игр могут обеспечить хоть какую-то видимость подавления, другие нет. И вот мы плавно перешли к… Пункт пятый: ИНСТРУМЕНТЫ. Под ними я подразумеваю типы оружия и прочую материальную базу, которую обеспечивает поражение цели и индикацию этого самого поражения: Если рассматривать основные виды военно-тактических игр, а именно пейнтбол, страйкбол и фаертаг, то очевидно, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассматривать каждый вид по отдельности и подробно я не буду - это долго, чересчур дискуссионно и, в целом, бессмысленно, но если интерес у Уважаемых читателей есть – можно заморочиться, поэтому обозначайтесь в комментариях. Так вот, инструктор должен работать с тем, что имеет в наличии или в относительно свободном доступе. Все рассказы на тему «а вот если бы», сродни срачам на тему какой пистолет лучше тогда, когда в «оружейке» доступен, в лучшем случае, ПЯ и если ты из него умеешь стрелять и попадать, то можно и поговорить про «Глок», но в противном случае – пиздуй и тренируйся. Однако кратко свое мнение по «инструментам» я выскажу. Самое лучшее из того что есть в принципе это военная вариация пейнтбола, когда специально обученным, т.е. доработанным оружием производится отстрел боеприпасов с пулей-емкостью, заполненной краской. Данный способ имитации имеет свое умное название, но я, дабы не ошибиться прошу более сведущих читателей прояснить в комментариях данный вопрос. При всех плюсах огромным минусом такого способа тренировок является его малодоступность, как по наличию материальной базы, так и по ее стоимости, что обуславливает его использование только самыми лучшими командами в мире. На второе место лично я ставлю симбиоз фаетага и лазертага, когда поражение цели достигается обучением ее лучом из специального устройства, которое может быть закреплено буквально на любом образце оружия. Одновременно с излучением производится и стрельба холостыми патронами, что максимально приближает обстановку к огневому контакту по эмоциональном восприятию в том числе,заодно вынуждая экономить боекомплект, а случае необходимости - «краснеть» и «зеленеть»: Кроме того, к ярко выраженным плюсам я бы отнес «скорость полета пули», сопоставимую с реальной, а также необходимость целиться, так как корректировать огонь «по струе», как в страйкболе или пейнтболе невозможно: Минусы – опять же сложность материальной базы, кроме того необходимо уметь ей пользоваться, что подразумевает настройку аппаратуры, «приведение излучателя к нормальному бою» и т.д. Как итог – за неимением гербовой, чаще всего пишут на простой. А это страйкбол и пейнтбол. При всей их доступности (это полюсы) данные виды военно-тактических игр обладают серьезными минусами и это совершенно иная баллистика «боеприпаса», сравнительно малая скорость полета «пули» и отсутствие необходимости осуществлять прицеливание. Учесть все это – опять же забота инструктора, в противном случае получится не выработка необходимых навыков, а игра. Кроме всего озвученного, в актив военно-тактических игр я бы занес широкое использование их адептами имитационных ручных осколочных гранат. Благодаря этому абсолютно гражданские люди часто применяют их грамотнее, чем представители иных силовых ведомств. Впрочем, гранаты и их использование - тема отдельного большого разговора: Итог. Наряду с отработкой тактических нормативов, военно-тактические игры, по сути, единственный формат, который может практически проверить тактические алгоритмы в условиях активного и реального противодействия. При этом важно понимать, что говоря «военно-тактические игры» мы подразумевает не игровой формат, а инструменты, которые они нам предоставляют. На сегодня все. Спасибо за внимание и да пребудет с Вами Сила!2 лайка
-
Во-первых, есть работа с картой до ТОГО КАК. Во-вторых, есть выбор определенного тактического алгоритма на каждой местности. Все это отрабатывается на занятиях которые называются ПОДГОТОВКА ПО ТАКТИКЕ. Повторяю еще раз - исходя из Вашей логики о взаимодействии - такого термина как "коммуникация" в военной науке НЕТ - А ЕСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И СВЯЗЬ, но возможно есть в искусстве - ну тут х.з., я не художник, узнали только когда начали в харбол играть. Так вот - это не так.1 лайк
-
Здраствуйте. Мысли наши может и совпали, но выводы Ваши - рука-лицо. Ни одна ИГРОВАЯ КОМАНДА не имеет понятия о том, что такое работа командира по организации боя. Поэтому ХАОС - это их естественное состояние. И никакая ИГРА не научит РАБОТАТЬ, если не иметь понятия о том, что эта работа включает. Именно поэтому ВОЙНА в гораздо меньшей степени искусство и в гораздо большей степени наука, чем Вы думаете. То, что эту науку опустили до уровня стрельбы по картону на палке - это очень плохо. Что касается того, что ничего не может научить взаимодействие, кроме игры - это вообще туши свет. Ибо не понятно, как вообще учились взаимодействию всю гребанную человеческую историю, ибо страйкбол и прочие "чпоксы" придумали совсем недавно. Впрочем, может быть Вы подразумеваете под игрой розыгрыш активной фазы различных учений и действия по вводным - тогда да. Но вновь спешу Вас расстроить - там безраздельно правит наука. Причем исключительно точная. И ТАКТИКА - это наука. Поэтому учите матчасть. И командирам команд посоветуйте. Не учитывать арту, потому что ее нет в игре в войнушку - это особенно сильно. Как только противник от нее откажется и перейдет на винтовки only так и стоит поступить. Хотя нет - тогда тем более стоит разъебать их исключительно артой. Собственно все это говорит о том, что продолжать дискуссию не стоит, без обид. Хардбол я не рассматриваю потому что не вижу никаких преимуществ у него перед страйкболом за исключение повышенного травматизма. Но понимаю, что в этом вопросе каждый кулик хвалит свое болото - поэтмоу спорить не буду.1 лайк