Шторм-333 Опубликовано 12 мая, 2021 Опубликовано 12 мая, 2021 В 2005 году была опубликована книга Сергея Борисовича Монетчикова «История русского автомата», содержащая описание массы интереснейших образцов стрелкового оружия, многие из которых и сегодня недоступны простому исследователю в виду своей уникальности. Автор книги являлся главным хранителем фондов вооружения Центрального музея Великой Отечественной войны и имел доступ к подобным артефактам. Об одном из таких образцов и пойдет речь в этой статье - автомате Калашникова с необычным названием КБ-П-580. Обложка книги С.Б. Монетчикова «История русского автомата» и иллюстрации из нее Можно отметить, что по всем внешним признакам автомат КБ-П-580 близок к опытным автоматам «АК-47» 1948 года выпуска, изготовленным на ижевском Мотозаводе. Главными характерными признаками этих автоматов являлись дульный тормоз-компенсатор, выполненный воедино с основанием мушки и полая цилиндрическая рукоять затворной рамы с внешней накаткой. Но образец, описываемый в книге С.Б. Монетчикова, назван не АК-47, а КБ-П-580. Откуда взялось столь нетипичное для автомата Калашникова название? Опытные автоматы, изготовленные в 1948 году: АК-47 (вверху) и КБ-П-580 (внизу) Сразу в глаза бросается необычный цвет основания мушки с дульным тормозом, кольца цевья и заклепок заднего вкладыша, а точнее их «белизна» на фоне остальных деталей автомата. В этом и таится разгадка КБ-П-580. Как удалось установить, упомянутый образец был создан ОКБ-2 в городе Ковров Владимирской области в период, когда автомат Калашникова только обретал привычные всем черты и характеристики. Тогда многие конструкторские коллективы были вовлечены в работу по развитию успеха системы Калашникова, в числе которых было и ОКБ-2. Ранее, в стенах Ковровского конструкторского бюро, были созданы первые автоматы Калашникова под 7,62-мм промежуточный патрон образца 1943 года АК-46, а так же прототип принятого на вооружение Советской армии в 1949 году автомата АК – АК-47 под номером 1. Однако базой для КБ-П-580 послужил один из более поздних опытных автоматов АК-47, предназначенный для войсковых испытаний и выпущенный в 1948 году на Мотозаводе в городе Ижевск Удмуртской АССР. По этой причине на автомате КБ-П-580 нанесены два номера: первый - «ОВ-113», Ижевский, выгравированный на колодке прицела; второй – «№2», ковровский, с указанием модели автомата «КБ-П-580» и наименованием разработчика «ОКБ-2», нанесенный на крышку ствольной коробки. Там же, на крышке, указан порядковый номер опытного экземпляра «№2», из чего следует, что этих автоматов было изготовлено несколько единиц. «Первичный» номер автомата АК-47, ставшего впоследствии автоматом КБ-П-580 Клеймо, нанесенное на крышку ствольной коробки опытного автомата КБ-П-580 и чертежная разметка крышки более поздней модели – КБ-П-670 Стоит отметить, что базовый автомат, с которым сравнивается КБ-П-580, в отчетных документах значится уже как «валовый», хотя работы с ними проводились в период, когда автомат АК-47 только принимался на вооружение. В чем же главное отличие ковровского автомата от ижевского аналога? Все дело в том, что уже в то время в нашей стране велись работы по снижению весовых показателей автоматов Калашникова, с чем было связано внедрение в конструкцию оружия неосновных деталей, изготовленных из легких сплавов на основе алюминия. Колодка приклада, спусковая скоба, основание рукоятки (названное в чертежах сердечником), втулка соединительного винта рукояток, кольцо цевья с антабкой, основание мушки, прокладка цевья, крышка ствольной коробки, затыльник приклада с крышкой, все элементы магазина (кроме пружины), пенал для принадлежности с крышкой, направляющий стержень возвратного механизма, некоторые заклепки - выполнялись из дюралюминия марок Д16Т и Д16А-М, а так же из деформируемых сплавов Д1 и АК8. Спецификация на использованные детали из легких сплавов в автомате КБ-П-580 Конструкция основания (колодки) мушки КБ-П-580, интегрированной с дульным тормозом-компенсатором, отличалась от предыдущих опытных образцов не только материалом (алюминиевый деформируемый сплав АК8), но и конструкцией. Посадочное место полозка мушки было усилено стальными закладными элементами. Колодка мушки автомата КБ-П-580 Крышка ствольной коробки выполнена штампованной из листа дюралюминия Д16А-М. Задняя стенка усилена плоской пластиной, которая закреплена девятью заклепками. Задняя часть крышки ствольной коробки КБ-П-580 Задний вкладыш ствольной коробки (затыльник, колодка приклада) из дюралюминия Д16Т устанавливался вместо штатного стального, после чего расклепан через стенки ствольной коробки тремя заклепками. Фрагмент заднего вкладыша автомата КБ-П-580 Спусковая скоба состоит из штампованной П-образной детали из дюралюминия Д16А-М, совмещенной со стальной стойкой, в которой размещена защелка магазина. Фиксация спусковой скобы на ствольной коробке осуществляется пятью заклепками (четырьмя со стороны защелки магазина и одной со стороны хвостовика). Стойка спусковой скобы с защелкой магазина и основание рукояток автомата КБ-П-580 Кольцо цевья с антабкой автомата КБ-П-580 В данный момент магазин на автомате КБ-П-580 установлен уже серийный, выпущенный после 1952 года. Однако, согласно проектной документации, на ковровский автомат полагался специальный ребристый магазин из дюралюминия Д16А-М, собранный при помощи множества заклепок и специальным подавателем. К каждому испытуемому образцу прилагались по пять таких магазинов. Магазины к испытываемым автоматам Доработанные автоматы проходили интенсивные испытания на полигоне НИПСМВО в Коломне. В программу испытаний входило множество этапов, таких как испытание большим числом выстрелов (до 15 000) в режимах автоматической и одиночной стрельбы; стрельба в различных температурных диапазонах. Для проведения испытаний на кучность боя нескольких опытных образцах был отпилен компенсатор. Отдельно испытывались магазины из Д16. Проводились броски магазинов и снаряженных магазинных сумок на бетонный пол с полутора метров, производились наступания ногами на корпуса снаряженных магазинов и стрельба из автомата с упором магазином в пол. В ряде случаев заклепки магазинов не выдерживали нагрузки и разрушились. По итогам испытаний магазины такой конструкции были признаны не удовлетворяющими требованиям эксплуатационной прочности. Дефекты, возникшие при испытаниях магазинов из сплава Д16 Работы по усовершенствованию автоматов Калашникова в Коврове велись параллельно с Ижевском и в дальнейшем, уже после принятия АК-47 на вооружение. В 1950 году в ОКБ-2 был разработан еще один образец на основе уже серийно выпускающегося на Ижевском машиностроительном заводе №74 автомата АК – КБ-П-670, который во многом повторял предшественника КБ-П-580, однако имел измененную крышку ствольной коробки, основание прицела и колодку мушки. Из книги «Энциклопедия ковровского оружия 1918-1966», составленной по материалам архива КБ «Арматура»: «7,62-мм автомат КБ-П-670 системы Калашникова с применением легких сплавов. Автомат дорабатывался в ОКБ-2 в 1950 году по теме «Модернизация стрелкового оружия с применением легких сплавов для уменьшения веса АК-47». Были изготовлены три образца автомата Калашникова с деталями из легких сплавов. Один автомат был испытан в заводских условиях с положительными результатами. Участники работы: В.В.Дегтярев, П.Е.Иванов, Н.А.Бугров». Сборная конструкция колодки прицела автомата КБ-П-670 Дальнейшие работы по внедрению деталей из алюминиевых сплавов в конструкцию автоматов Калашникова распространения не получили. Оказалось, что при значительном снижении массы изделия утрачивают прочность из-за специфических свойств алюминия при деформациях. Поврежденные детали являлись фактически не ремонтопригодными и подлежали замене, что было экономически нецелесообразно. Предпочтение было отдано проверенной стали. Алюминий же получил наибольшее распространение при изготовлении магазинов к автоматам АКМ, но и они в середине 1960-х годов были заменены на более технологичные и дешевые аналоги из материала АГ-4. Сам же автомат КБ-П-580 был важным этапом на пути совершенствования АК и останется свидетельством огромной работы, проделанной отечественными конструкторами-оружейниками на пути к легендарной надежности, дешевизне и простоте известного во всем мире автомата Калашникова. Взрыв-схема автомата КБ-П-580. Синим цветом показаны элементы конструкции, выполненные из легких алюминиевых сплавов Автор выражает благодарность за возможность детального изучения автомата КБ-П-580 и помощь в подготовке материала сотрудникам ЦМВОВ Вельскому Станиславу Леонидовичу и Макарову Сергею Михайловичу, а также Павлу Птицыну за предоставленные архивные материалы. Автор: Подгорнов Константин, 2021 г. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться