Перейти к содержанию
Шторм-333

Алюминиевый «Калашников» из Коврова

Рекомендуемые сообщения

large.0.JPG.29cb39961deaae176c34fe0e4bd1c9fb.JPG

 

В 2005 году была опубликована книга Сергея Борисовича Монетчикова «История русского автомата», содержащая описание массы интереснейших образцов стрелкового оружия, многие из которых и сегодня недоступны простому исследователю в виду своей уникальности. Автор книги являлся главным хранителем фондов вооружения Центрального музея Великой Отечественной войны и имел доступ к подобным артефактам. Об одном из таких образцов и пойдет речь в этой статье - автомате Калашникова с необычным названием КБ-П-580.

 

large.1.JPG.3a105f6a2d64aab75f68e78842b4f2e2.JPG

Обложка книги С.Б. Монетчикова «История русского автомата» и иллюстрации из нее

 

Можно отметить, что по всем внешним признакам автомат КБ-П-580 близок к опытным автоматам «АК-47» 1948 года выпуска, изготовленным на ижевском Мотозаводе. Главными характерными признаками этих автоматов являлись дульный тормоз-компенсатор, выполненный воедино с основанием мушки и полая цилиндрическая рукоять затворной рамы с внешней накаткой. Но образец, описываемый в книге С.Б. Монетчикова, назван не АК-47, а КБ-П-580. Откуда взялось столь нетипичное для автомата Калашникова название?

 

large.2.jpg.6fefa3bf6b35b8891f1cdcfadb8f219a.jpg

Опытные автоматы, изготовленные в 1948 году: АК-47 (вверху) и КБ-П-580 (внизу)

 

Сразу в глаза бросается необычный цвет основания мушки с дульным тормозом, кольца цевья и заклепок заднего вкладыша, а точнее их «белизна» на фоне остальных деталей автомата. В этом и таится разгадка КБ-П-580. Как удалось установить, упомянутый образец был создан ОКБ-2 в городе Ковров Владимирской области в период, когда автомат Калашникова только обретал привычные всем черты и характеристики. Тогда многие конструкторские коллективы были вовлечены в работу по развитию успеха системы Калашникова, в числе которых было и ОКБ-2. Ранее, в стенах Ковровского конструкторского бюро, были созданы первые автоматы Калашникова под 7,62-мм промежуточный патрон образца 1943 года АК-46, а так же прототип принятого на вооружение Советской армии в 1949 году автомата АК – АК-47 под номером 1. Однако базой для КБ-П-580 послужил один из более поздних опытных автоматов АК-47, предназначенный для войсковых испытаний и выпущенный в 1948 году на Мотозаводе в городе Ижевск Удмуртской АССР. По этой причине на автомате КБ-П-580 нанесены два номера: первый - «ОВ-113», Ижевский, выгравированный на колодке прицела; второй – «№2», ковровский, с указанием модели автомата «КБ-П-580» и наименованием разработчика «ОКБ-2», нанесенный на крышку ствольной коробки. Там же, на крышке, указан порядковый номер опытного экземпляра «№2», из чего следует, что этих автоматов было изготовлено несколько единиц.

 

large.3.JPG.3c2c600b28b9199f5714c14502f2f282.JPG

«Первичный» номер автомата АК-47, ставшего впоследствии автоматом КБ-П-580

 

large.4.JPG.1c89508a3eedd892f0fcc6485ad2fdac.JPG

Клеймо, нанесенное на крышку ствольной коробки опытного автомата КБ-П-580 и чертежная разметка крышки более поздней модели – КБ-П-670

 

Стоит отметить, что базовый автомат, с которым сравнивается КБ-П-580, в отчетных документах значится уже как «валовый», хотя работы с ними проводились в период, когда автомат АК-47 только принимался на вооружение. В чем же главное отличие ковровского автомата от ижевского аналога? Все дело в том, что уже в то время в нашей стране велись работы по снижению весовых показателей автоматов Калашникова, с чем было связано внедрение в конструкцию оружия неосновных деталей, изготовленных из легких сплавов на основе алюминия. Колодка приклада, спусковая скоба, основание рукоятки (названное в чертежах сердечником), втулка соединительного винта рукояток, кольцо цевья с антабкой, основание мушки, прокладка цевья, крышка ствольной коробки, затыльник приклада с крышкой, все элементы магазина (кроме пружины), пенал для принадлежности с крышкой, направляющий стержень возвратного механизма, некоторые заклепки - выполнялись из дюралюминия марок Д16Т и Д16А-М, а так же из деформируемых сплавов Д1 и АК8.

 

large.5.jpg.45234bbc98e5e1c666209186016cf527.jpg

Спецификация на использованные детали из легких сплавов в автомате КБ-П-580

 

Конструкция основания (колодки) мушки КБ-П-580, интегрированной с дульным тормозом-компенсатором, отличалась от предыдущих опытных образцов не только материалом (алюминиевый деформируемый сплав АК8), но и конструкцией. Посадочное место полозка мушки было усилено стальными закладными элементами.

 

large.6.JPG.5292293844e8bc0a3a567e13b1ee890a.JPG

Колодка мушки автомата КБ-П-580

 

Крышка ствольной коробки выполнена штампованной из листа дюралюминия Д16А-М. Задняя стенка усилена плоской пластиной, которая закреплена девятью заклепками.

 

large.7.JPG.347ec8e1554384f73354cd5c51bcb782.JPG

Задняя часть крышки ствольной коробки КБ-П-580

 

Задний вкладыш ствольной коробки (затыльник, колодка приклада) из дюралюминия Д16Т устанавливался вместо штатного стального, после чего расклепан через стенки ствольной коробки тремя заклепками.

 

large.8.JPG.27d3b8d8eef450e892d07c46a7813bc6.JPG

Фрагмент заднего вкладыша автомата КБ-П-580

 

Спусковая скоба состоит из штампованной П-образной детали из дюралюминия Д16А-М, совмещенной со стальной стойкой, в которой размещена защелка магазина. Фиксация спусковой скобы на ствольной коробке осуществляется пятью заклепками (четырьмя со стороны защелки магазина и одной со стороны хвостовика).

 

large.9.JPG.e721e790d298635abaded41e1f8e4972.JPG

Стойка спусковой скобы с защелкой магазина и основание рукояток автомата КБ-П-580

 

large_10.JPG.06d57a12174a43cf808ac9fec8b3903b.JPG

Кольцо цевья с антабкой автомата КБ-П-580

 

В данный момент магазин на автомате КБ-П-580 установлен уже серийный, выпущенный после 1952 года. Однако, согласно проектной документации, на ковровский автомат полагался специальный ребристый магазин из дюралюминия Д16А-М, собранный при помощи множества заклепок и специальным подавателем. К каждому испытуемому образцу прилагались по пять таких магазинов.

 

large_11.jpg.715b90a0b5e44ad36df4bce10ccc1f33.jpg

Магазины к испытываемым автоматам

 

Доработанные автоматы проходили интенсивные испытания на полигоне НИПСМВО в Коломне. В программу испытаний входило множество этапов, таких как испытание большим числом выстрелов (до 15 000) в режимах автоматической и одиночной стрельбы; стрельба в различных температурных диапазонах. Для проведения испытаний на кучность боя нескольких опытных образцах был отпилен компенсатор. Отдельно испытывались магазины из Д16. Проводились броски магазинов и снаряженных магазинных сумок на бетонный пол с полутора метров, производились наступания ногами на корпуса снаряженных магазинов и стрельба из автомата с упором магазином в пол. В ряде случаев заклепки магазинов не выдерживали нагрузки и разрушились. По итогам испытаний магазины такой конструкции были признаны не удовлетворяющими требованиям эксплуатационной прочности.

 

large_12.jpg.bce2a752fba9f2c634363a6ccbafc0ff.jpg

Дефекты, возникшие при испытаниях магазинов из сплава Д16

 

Работы по усовершенствованию автоматов Калашникова в Коврове велись параллельно с Ижевском и в дальнейшем, уже после принятия АК-47 на вооружение. В 1950 году в ОКБ-2 был разработан еще один образец на основе уже серийно выпускающегося на Ижевском машиностроительном заводе №74 автомата АК – КБ-П-670, который во многом повторял предшественника КБ-П-580, однако имел измененную крышку ствольной коробки, основание прицела и колодку мушки.

Из книги «Энциклопедия ковровского оружия 1918-1966», составленной по материалам архива КБ «Арматура»:
«7,62-мм автомат КБ-П-670 системы Калашникова с применением легких сплавов. Автомат дорабатывался в ОКБ-2 в 1950 году по теме «Модернизация стрелкового оружия с применением легких сплавов для уменьшения веса АК-47». Были изготовлены три образца автомата Калашникова с деталями из легких сплавов. Один автомат был испытан в заводских условиях с положительными результатами. Участники работы: В.В.Дегтярев, П.Е.Иванов, Н.А.Бугров».

 

large_13.jpg.391ffab0b4fe71d224efa78e9e3661e8.jpg

Сборная конструкция колодки прицела автомата КБ-П-670

 

Дальнейшие работы по внедрению деталей из алюминиевых сплавов в конструкцию автоматов Калашникова распространения не получили. Оказалось, что при значительном снижении массы изделия утрачивают прочность из-за специфических свойств алюминия при деформациях. Поврежденные детали являлись фактически не ремонтопригодными и подлежали замене, что было экономически нецелесообразно. Предпочтение было отдано проверенной стали. Алюминий же получил наибольшее распространение при изготовлении магазинов к автоматам АКМ, но и они в середине 1960-х годов были заменены на более технологичные и дешевые аналоги из материала АГ-4.

Сам же автомат КБ-П-580 был важным этапом на пути совершенствования АК и останется свидетельством огромной работы, проделанной отечественными конструкторами-оружейниками на пути к легендарной надежности, дешевизне и простоте известного во всем мире автомата Калашникова.

 

large_14.jpg.501c7d6a0f51afd94aafca45ab4887e3.jpg

Взрыв-схема автомата КБ-П-580. Синим цветом показаны элементы конструкции, выполненные из легких алюминиевых сплавов

 

Автор выражает благодарность за возможность детального изучения автомата КБ-П-580 и помощь в подготовке материала сотрудникам ЦМВОВ Вельскому Станиславу Леонидовичу и Макарову Сергею Михайловичу, а также Павлу Птицыну за предоставленные архивные материалы.

 

Автор: Подгорнов Константин, 2021 г.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...