Jump to content
Шторм-333

Алюминиевый «Калашников» из Коврова

Recommended Posts

Шторм-333

large.0.JPG.29cb39961deaae176c34fe0e4bd1c9fb.JPG

 

В 2005 году была опубликована книга Сергея Борисовича Монетчикова «История русского автомата», содержащая описание массы интереснейших образцов стрелкового оружия, многие из которых и сегодня недоступны простому исследователю в виду своей уникальности. Автор книги являлся главным хранителем фондов вооружения Центрального музея Великой Отечественной войны и имел доступ к подобным артефактам. Об одном из таких образцов и пойдет речь в этой статье - автомате Калашникова с необычным названием КБ-П-580.

 

large.1.JPG.3a105f6a2d64aab75f68e78842b4f2e2.JPG

Обложка книги С.Б. Монетчикова «История русского автомата» и иллюстрации из нее

 

Можно отметить, что по всем внешним признакам автомат КБ-П-580 близок к опытным автоматам «АК-47» 1948 года выпуска, изготовленным на ижевском Мотозаводе. Главными характерными признаками этих автоматов являлись дульный тормоз-компенсатор, выполненный воедино с основанием мушки и полая цилиндрическая рукоять затворной рамы с внешней накаткой. Но образец, описываемый в книге С.Б. Монетчикова, назван не АК-47, а КБ-П-580. Откуда взялось столь нетипичное для автомата Калашникова название?

 

large.2.jpg.6fefa3bf6b35b8891f1cdcfadb8f219a.jpg

Опытные автоматы, изготовленные в 1948 году: АК-47 (вверху) и КБ-П-580 (внизу)

 

Сразу в глаза бросается необычный цвет основания мушки с дульным тормозом, кольца цевья и заклепок заднего вкладыша, а точнее их «белизна» на фоне остальных деталей автомата. В этом и таится разгадка КБ-П-580. Как удалось установить, упомянутый образец был создан ОКБ-2 в городе Ковров Владимирской области в период, когда автомат Калашникова только обретал привычные всем черты и характеристики. Тогда многие конструкторские коллективы были вовлечены в работу по развитию успеха системы Калашникова, в числе которых было и ОКБ-2. Ранее, в стенах Ковровского конструкторского бюро, были созданы первые автоматы Калашникова под 7,62-мм промежуточный патрон образца 1943 года АК-46, а так же прототип принятого на вооружение Советской армии в 1949 году автомата АК – АК-47 под номером 1. Однако базой для КБ-П-580 послужил один из более поздних опытных автоматов АК-47, предназначенный для войсковых испытаний и выпущенный в 1948 году на Мотозаводе в городе Ижевск Удмуртской АССР. По этой причине на автомате КБ-П-580 нанесены два номера: первый - «ОВ-113», Ижевский, выгравированный на колодке прицела; второй – «№2», ковровский, с указанием модели автомата «КБ-П-580» и наименованием разработчика «ОКБ-2», нанесенный на крышку ствольной коробки. Там же, на крышке, указан порядковый номер опытного экземпляра «№2», из чего следует, что этих автоматов было изготовлено несколько единиц.

 

large.3.JPG.3c2c600b28b9199f5714c14502f2f282.JPG

«Первичный» номер автомата АК-47, ставшего впоследствии автоматом КБ-П-580

 

large.4.JPG.1c89508a3eedd892f0fcc6485ad2fdac.JPG

Клеймо, нанесенное на крышку ствольной коробки опытного автомата КБ-П-580 и чертежная разметка крышки более поздней модели – КБ-П-670

 

Стоит отметить, что базовый автомат, с которым сравнивается КБ-П-580, в отчетных документах значится уже как «валовый», хотя работы с ними проводились в период, когда автомат АК-47 только принимался на вооружение. В чем же главное отличие ковровского автомата от ижевского аналога? Все дело в том, что уже в то время в нашей стране велись работы по снижению весовых показателей автоматов Калашникова, с чем было связано внедрение в конструкцию оружия неосновных деталей, изготовленных из легких сплавов на основе алюминия. Колодка приклада, спусковая скоба, основание рукоятки (названное в чертежах сердечником), втулка соединительного винта рукояток, кольцо цевья с антабкой, основание мушки, прокладка цевья, крышка ствольной коробки, затыльник приклада с крышкой, все элементы магазина (кроме пружины), пенал для принадлежности с крышкой, направляющий стержень возвратного механизма, некоторые заклепки - выполнялись из дюралюминия марок Д16Т и Д16А-М, а так же из деформируемых сплавов Д1 и АК8.

 

large.5.jpg.45234bbc98e5e1c666209186016cf527.jpg

Спецификация на использованные детали из легких сплавов в автомате КБ-П-580

 

Конструкция основания (колодки) мушки КБ-П-580, интегрированной с дульным тормозом-компенсатором, отличалась от предыдущих опытных образцов не только материалом (алюминиевый деформируемый сплав АК8), но и конструкцией. Посадочное место полозка мушки было усилено стальными закладными элементами.

 

large.6.JPG.5292293844e8bc0a3a567e13b1ee890a.JPG

Колодка мушки автомата КБ-П-580

 

Крышка ствольной коробки выполнена штампованной из листа дюралюминия Д16А-М. Задняя стенка усилена плоской пластиной, которая закреплена девятью заклепками.

 

large.7.JPG.347ec8e1554384f73354cd5c51bcb782.JPG

Задняя часть крышки ствольной коробки КБ-П-580

 

Задний вкладыш ствольной коробки (затыльник, колодка приклада) из дюралюминия Д16Т устанавливался вместо штатного стального, после чего расклепан через стенки ствольной коробки тремя заклепками.

 

large.8.JPG.27d3b8d8eef450e892d07c46a7813bc6.JPG

Фрагмент заднего вкладыша автомата КБ-П-580

 

Спусковая скоба состоит из штампованной П-образной детали из дюралюминия Д16А-М, совмещенной со стальной стойкой, в которой размещена защелка магазина. Фиксация спусковой скобы на ствольной коробке осуществляется пятью заклепками (четырьмя со стороны защелки магазина и одной со стороны хвостовика).

 

large.9.JPG.e721e790d298635abaded41e1f8e4972.JPG

Стойка спусковой скобы с защелкой магазина и основание рукояток автомата КБ-П-580

 

large_10.JPG.06d57a12174a43cf808ac9fec8b3903b.JPG

Кольцо цевья с антабкой автомата КБ-П-580

 

В данный момент магазин на автомате КБ-П-580 установлен уже серийный, выпущенный после 1952 года. Однако, согласно проектной документации, на ковровский автомат полагался специальный ребристый магазин из дюралюминия Д16А-М, собранный при помощи множества заклепок и специальным подавателем. К каждому испытуемому образцу прилагались по пять таких магазинов.

 

large_11.jpg.715b90a0b5e44ad36df4bce10ccc1f33.jpg

Магазины к испытываемым автоматам

 

Доработанные автоматы проходили интенсивные испытания на полигоне НИПСМВО в Коломне. В программу испытаний входило множество этапов, таких как испытание большим числом выстрелов (до 15 000) в режимах автоматической и одиночной стрельбы; стрельба в различных температурных диапазонах. Для проведения испытаний на кучность боя нескольких опытных образцах был отпилен компенсатор. Отдельно испытывались магазины из Д16. Проводились броски магазинов и снаряженных магазинных сумок на бетонный пол с полутора метров, производились наступания ногами на корпуса снаряженных магазинов и стрельба из автомата с упором магазином в пол. В ряде случаев заклепки магазинов не выдерживали нагрузки и разрушились. По итогам испытаний магазины такой конструкции были признаны не удовлетворяющими требованиям эксплуатационной прочности.

 

large_12.jpg.bce2a752fba9f2c634363a6ccbafc0ff.jpg

Дефекты, возникшие при испытаниях магазинов из сплава Д16

 

Работы по усовершенствованию автоматов Калашникова в Коврове велись параллельно с Ижевском и в дальнейшем, уже после принятия АК-47 на вооружение. В 1950 году в ОКБ-2 был разработан еще один образец на основе уже серийно выпускающегося на Ижевском машиностроительном заводе №74 автомата АК – КБ-П-670, который во многом повторял предшественника КБ-П-580, однако имел измененную крышку ствольной коробки, основание прицела и колодку мушки.

Из книги «Энциклопедия ковровского оружия 1918-1966», составленной по материалам архива КБ «Арматура»:
«7,62-мм автомат КБ-П-670 системы Калашникова с применением легких сплавов. Автомат дорабатывался в ОКБ-2 в 1950 году по теме «Модернизация стрелкового оружия с применением легких сплавов для уменьшения веса АК-47». Были изготовлены три образца автомата Калашникова с деталями из легких сплавов. Один автомат был испытан в заводских условиях с положительными результатами. Участники работы: В.В.Дегтярев, П.Е.Иванов, Н.А.Бугров».

 

large_13.jpg.391ffab0b4fe71d224efa78e9e3661e8.jpg

Сборная конструкция колодки прицела автомата КБ-П-670

 

Дальнейшие работы по внедрению деталей из алюминиевых сплавов в конструкцию автоматов Калашникова распространения не получили. Оказалось, что при значительном снижении массы изделия утрачивают прочность из-за специфических свойств алюминия при деформациях. Поврежденные детали являлись фактически не ремонтопригодными и подлежали замене, что было экономически нецелесообразно. Предпочтение было отдано проверенной стали. Алюминий же получил наибольшее распространение при изготовлении магазинов к автоматам АКМ, но и они в середине 1960-х годов были заменены на более технологичные и дешевые аналоги из материала АГ-4.

Сам же автомат КБ-П-580 был важным этапом на пути совершенствования АК и останется свидетельством огромной работы, проделанной отечественными конструкторами-оружейниками на пути к легендарной надежности, дешевизне и простоте известного во всем мире автомата Калашникова.

 

large_14.jpg.501c7d6a0f51afd94aafca45ab4887e3.jpg

Взрыв-схема автомата КБ-П-580. Синим цветом показаны элементы конструкции, выполненные из легких алюминиевых сплавов

 

Автор выражает благодарность за возможность детального изучения автомата КБ-П-580 и помощь в подготовке материала сотрудникам ЦМВОВ Вельскому Станиславу Леонидовичу и Макарову Сергею Михайловичу, а также Павлу Птицыну за предоставленные архивные материалы.

 

Автор: Подгорнов Константин, 2021 г.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...