Перейти к содержанию
Уланов

Снайперская винтовка Драгунова (СВД) и ее гражданские производные

Рекомендуемые сообщения

От СВД – к "Тигру".

large.SVD_Dragunov.jpg

 

Во время Великой Отечественной войны основным оружием снайперов Красной Армии оставалась знаменитая "трехлинейка". Хотя некоторые снайперы, особенно на начальном этапе, достаточно успешно использовали и снайперские варианты самозарядной СВТ, опыт войны убедительно показал, что классическая "болтовка" по-прежнему превосходит самозарядные системы по главным для армейского снайпера показателям – кучности и надежности.

Однако уже к середине 50-х концепция будущих военных действий достаточно радикально поменялась. Механизация армий и появление ядерного оружия, применение которого прогнозировалось даже на тактическом уровне, должны были, как считалось тогда, сделать будущую войны исключительно быстрой и маневренной. В этих условиях классической "работе" снайпера с многочасовым лежанием на нейтральной полосе в ожидании мелькнувшей над вражеским окопом головы уже не оставалось места. Для новой войны Советской Армии требовался новый тип снайперов – из той категории, что на  Западе принято именовать marksman или sharpshooter – меткий стрелок, действующий в составе своего подразделения на малых и средних дистанциях. Предполагалось, что цели для таких снайперов будут появляться не далее чем на рубеже спешивания с бронетехники – то есть 600 метров или ближе.

В этих условиях возможность быстро производить повторный выстрел становилась едва ли не важнее кучности. Тем более, что возросшие за два десятка лет возможности промышленности, а также теория конструирования оружия позволяли наедятся, что в этот раз "граблей", аналогичных печальной судьбе СВТ удастся избежать.

Работой над созданием новых снайперских винтовок занялись в ОКБ-575 (конструктор Константинов) и на заводе №74 (конструктор Драгунов). Также к работам над новой снайперкой подключился и создатель СКС – Симонов, не без оснований рассчитывая использовать имевшийся задел по проекту автомата, не вписавшегося в очередной конкурс.

Первые испытания новых винтовок состоялись в начале 1960 года. Довольно быстро нашлось "слабое звено" – винтовка Симонова, как и автомат ранее, проявила чересчур капризный характер, дав повышенный процент задержек даже при стрельбе в нормальных условиях. Между тем именно к надежности внимание проявлялось особое – новые снайперки должны были стать не элитным оружием немногих стрелков экстра-класса, способных обеспечить тщательный уход  практически в любых условиях, а "рабочим инструментом" рядовых призывников Советской Армии.

Но если с отстающим вопрос решился достаточно быстро, то с лидером все оказалось чуть сложнее. По кучности боя винтовки Константинова и Драгунова показали практически одинаковые результаты – на уровне лучших снайперских "трехлинеек". По надежности вперед вышел образец Константинова. Впрочем, как сочли испытатели, ни одна из винтовок еще не готова окончательно к принятию на вооружение. Требовалась доработка и новые испытания.

На этот раз результатов пришлось подождать, причем не по вине конструкторов – доработку они произвели достаточно быстро, а вот с местом для испытаний возникли проблемы. В рамках затеянных Н.Хрушевым реформ по сокращению армии, среди прочих, "под раздачу" попал и стрелковый полигон НИПСМВО, где до этого проводились все испытания стрелкового и минометного вооружения, в том числе и снайперских винтовок. Его задачи вместе с частью инженеров-испытателей были переданы на артиллерийский полигон ГАУ. Учитывая поговорку, что "один переезд равен двум пожарам и трем наводнениям" остается лишь удивляться работоспособности и энтузиазму офицеров, сумевших возобновить работу на новом месте менее чем за год. Уже в конце 1960 года начался очередной этап испытаний новых снайперских винтовок.

Пожалуй, одним из наиболее важных выводов из них стало решение, не имевшее прямого отношения к конструкции винтовок – о разработке специального снайперского патрона. Дело в том, что лучшие результаты опытные винтовки ожидаемо показывали с целевым спортивным патроном, траектория пуль которого не совпадала со штатными армейскими. Между тем для пехотного снайпера возможность "подкормиться" пусть и не столь кучными, но зато всегда доступными патронами из ленты соседа-пулеметчика совершенно правильно считалась обязательным параметром.

Что касается самих винтовок, то и в этот раз явного лидера не выявилось. Образец Константинова снова проявил отличную надежность, но зато "нахватал" претензий по эргономике.  Винтовку Драгунова для успешного прохождения этого этапа пришлось спешно дорабатывать прямо на полигоне – в частности, был увеличен диаметр газоотводного отверстия.

В целом и на этот раз явного лидера не выявилось – обе винтовки были отправлены на шестимесячную доработку.

Одна из легенд, связанная с этим этапом испытаний, гласит, что Константинов, видя, что значительная часть проблем с образцами Драгунова происходит из-за проблем связанных с магазинами – то самое "проклятое царское прошлое", надежная подача патронов с закраиной, попортившая уйму сил и нервов советским конструкторам – подарил ему магазин от своей винтовки. В реальности, конечно, такое вряд ли возможно – разработки нового оружия относились к строго секретным, с соответствующими мерами ответственности за нарушение этой секретности. С другой стороны, как показывает история конкурса 47 года на новый автомат, победителем которого стал М.Калашников, а также более ранних – сами военные отнюдь не стеснялись "рекомендовать" конструкторам внедрять на своих образцах удачные решения  коллег/конкурентов. Можно предположить, что и магазины Константинова попали к Драгунову вполне "законно" – ведь все разработки тогда были не личной собственностью конструктора, а государства. Которое было заинтересовано в получении лучшей винтовки для армии – а чья фамилия будет стоять в приказе о принятии на вооружении, было с этой точки зрения совершенно не существенно.

Ирония судьбы – именно магазин и подвел Константинова на последнем этапе испытаний. Готовясь к ним, конструктор достаточно сильно переработал винтовку, а вот детально "обкатать" сделанные изменения и отладить надежную работу – уже не успел. В результате образец Драгунова обошел соперника еще и там, где ранее отставал – по надежности работы. Учитывая, что по кучности винтовки оказались равноценны, выбор победителя был однозначен. Уже окончательный – конкурс и без того достаточно затянулся. В начале 1962 года первая опытная серия винтовок конструкции Драгунова ССВ-58 была отправлена на войсковые испытания.

Это был еще не конец пути – Драгунову пришлось еще больше года дорабатывать винтовку, прежде чем она окончательно "нашла" свой облик – длинной изящной красавицы со щелевым пламегасителем ( "позаимствованным" с американского пулемета М-60). Но начало легенды уже состоялось.

В наше время винтовки СВД продолжают оставаться как штатным оружием Российской армии, так и активно воевать по всему миру. Для гражданских же лиц винтовка Драгунова доступна в виде охотничьих карабинов "Тигр", выпускаемых в Ижевске в следующих вариантах:

1) «Тигр». Самозарядный охотничий карабин с ортопедическим прикладом и ствольными накладками из дерева.

2) «Тигр» исп. «01». Карабин с пластмассовым прикладом по «типу СВД» с поворотной щекой и пластмассовыми накладками.

3) «Тигр» исп. 02. Карабин со складывающимся металлическим прикладом по «типу СВДС» с поворотной щекой и пластмассовыми или деревянными накладками.

4) «Тигр» исп. 03. Карабин с охотничьим деревянным прикладом и деревянными или пластмассовыми накладками.

5) "Тигр" исп.05. Карабин, выполненный в дизайне максимально приближенному к внешнему виду винтовки СВД, снабжен фанерным прикладом с отстегивающейся щекой, фанерными ствольными накладками с вентиляционными отверстиями, газовой трубкой с регулятором, прицельной планкой на 1200 м, основанием мушки с удлиненным пламегасителем.

Кроме этих вариантов под "родной" классический русский патрон 7,62x54R производятся также винтовки под ставшие популярными в России .308 Win, .30-06 Sprg и  9,3x64.

Выпускаются винтовки уже далеко не первый год и опыт их эксплуатации в самых различных условиях получен достаточно большой – как и спектр мнений по их поводу.

Прежде всего, это конечно, претензии к, скажем так, неоднородному качеству. К сожалению, продукция российских оружейных заводов, особенно предназначенная для гражданского рынка, в этом плане отличается большим разнообразием – покупателю может достаться как отличная винтовка, так и экземпляр, произведенный с куда меньшей тщательностью.

В лучшую сторону отличаются "Тигры" от фирмы "Легион", специализирующейся на "доводке" оружия. Правда, кроме более стабильного качества их изделия отличает и куда более высокая цена.

Иногда разочарование связано с завышенными ожиданиями самого покупателя – когда человек, прочитав несколько книг не самого высокого уровня или посетив пару сайтов, приобретает "ту самую!" легендарную советскую снайперскую винтовку и начинает ждать чуда в стиле "подстрелить муху за километр". Однако хотя СВД весьма удачная винтовка и в своем классе самозарядных снайперских по-прежнему заслуженно считается одной из лучших, ждать от нее тех же результатов, что и от целевой болтовки с толстым стволом довольно наивно. Да и штатные прицелы к ней создавались для армейских задач 60-х и тогдашнего уровня. Свою функцию они выполняют, но конкурировать с современной охотничьей оптикой им, прямо скажем, затруднительно. Хотя при наличии прямых рук и соответствующих сложности задачи финансовых вложений добиться от "Тигра" заветных "минутых" групп вполне реально. Подбор ствола, подгонка ложа, новый кронштейн под современный прицел от именитого производителя, целевые или даже самостоятельно подобранные патроны – этот путь можно пройти. Вопрос заключается скорее в том – нужно ли это?

 "Тигр", как и его армейская "старшая сестра" не был рассчитан на то, чтобы бить сурков в глаз по выбору на дистанции километр и более. Зато в своей нише – достаточно неприхотливого и надежного полуавтомата под распостраненный даже в самых глухих уголках страны патрон – аналог ему найти сложно.  При этом возможности патрона позволяют "работать" в широком диапазоне – от крупных птиц до копытных и хищников – а наличие механических прицельных на небольших дистанциях компенсирует узкое поле зрения армейской оптики. А раз так, отдать "розовую" за "полосатого" – очень даже неплохой выбор.

 

 

Андрей Уланов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...